Что важно знать о таможенной стоимости
Больше всего вопросов, с которыми ко мне приходят на консультацию, касаются таможенной стоимости. Таможенная стоимость наряду с кодом товаров – основные категории таможенного дела. И если вы занимаетесь импортом товаров, то лучше разобраться в них досконально.
В этой статье расскажу о том, что такое таможенная стоимость, чем она отличается от цены товара, и почему контроль таможенной стоимости вгоняет в тоску многих декларантов. Статья рассчитана на начинающих специалистов.
ЧТО ТАКОЕ «ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ»
В таможенной декларации три стоимости:
«Цена сделки» — стоимость товара, указанная в инвойсе, та, которая оплачена или будет оплачена.
«Таможенная стоимость» – стоимость товара в рублях, рассчитанная в соответствии с законодательством, в зависимости от условий поставки.
«Статистическая стоимость» – стоимость в долларах США, в большинстве случаев – это таможенная стоимость, пересчитанная в доллары США. Используется для целей государственной статистики.
Таможенная стоимость товаров – это налоговая база для исчисления таможенных пошлин и налогов. Именно поэтому определение таможенной стоимости – один из самых важных аспектов таможенного дела. От правильного определения таможенной стоимости зависит сумма таможенных платежей, которые нужно оплатить при декларировании товаров.
В законодательстве нет единого определения понятия «таможенная стоимость»!
Почему? Потому, что в каждой конкретной сделке структура таможенной стоимости товаров включает в себя разные составляющие.
Таможенная стоимость – это стоимость товара плюс сумма затрат, понесенных участником ВЭД при покупке товара, его упаковке, перевалке, страховании, лицензировании и доставке до границы таможенной территории ЕАЭС.
Например, вы покупаете электроинструмент в Пекине за 10 000 долларов США. Это цена сделки. Теперь надо этот электроинструмент как-то доставить, скажем в Челябинск. У вас возникают дополнительные расходы:
- потребовалась дополнительная упаковка;
- страхование;
- сама перевозка из Пекина в Челябинск;
- возможно, еще какие-то расходы.
Все расходы, которые понес участник ВЭД в связи с импортом товаров, должны быть прибавлены к цене товара, то есть включены в таможенную стоимость.
Важно! Учитываются расходы только до границы ЕАЭС.
И так как таможенная стоимость – это база для начисления таможенных платежей, от ее величины зависит сумма таможенных платежей, таможенные органы уделяют повышенное внимание ее определению и структуре.
Еще в первом Торговом Уставе 1653 года было предусмотрено наказание за занижение таможенной стоимости – отрубание рук. Сейчас руки не рубят, но стоимость контролируют жестко.
Определению таможенной стоимости посвящена целая глава таможенного кодекса — Глава 5 ТК ЕАЭС.
По законодательству существует 6 методов определения таможенной стоимости, на практике в 90% случаев мы используем 1-й метод – по стоимости сделки. Подразумевается, что есть сделка купли-продажи товара, у товара есть стоимость, которая берется за основу, и к которой в случае необходимости прибавляются дополнительные расходы.
Если у вас нет сделки, например, вам товар подарили, то и 1-й метод применять нельзя. Тогда нужно использовать другие методы по порядку.
КАК РАССЧИТАТЬ ТАМОЖЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Таможенная стоимость, ее определение напрямую зависят от условий поставки по Инкотермс, на которых вы заключили сделку с продавцом.
Например, вы электроинструмент купили по контракту на условиях FCA Пекин за 10 000 долларов США, у вас возникают дополнительные расходы: транспортировка до таможенной границы, перевалка, страхование товара. Эти расходы нужно прибавить к цене товара, и вы получите таможенную стоимость. И именно эта стоимость, с учетом дополнительных расходов, станет основой для расчета сумм таможенных пошлин и налогов.
Если тот же товар вы приобрели на условиях CIF Владивосток, то все расходы по доставке товара, его упаковке, перевалке, страхованию уже заложены в цену товара. И никаких дополнительных начислений делать не нужно. В таком случае мы говорим, что таможенная стоимость равна цене сделки.
Все дополнительные расходы, которые прибавляются к цене товара, должны подтверждаться документами. Транспортные – транспортный договор, счета за доставку, платежки по этим счетам. Страховые – договор страхования, счета и платежки, страховая декларация или страховой полис.
Расходы на погрузку-разгрузку, тару и упаковку тоже нужно включать в таможенную стоимость. Но на практике я редко вижу документы на такие расходы, обычно они «сидят» в стоимости транспортировки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫЧЕТЫ
Такие расходы мы называем «дополнительные начисления». Какие именно расходы – указано в статье 40 Таможенного кодекса. Среди них:
- Вознаграждение посредникам (агентам);
- Тару и упаковку;
- Работы по упаковке;
- Расходы на перевозку до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС;
- Расходы на погрузку/разгрузку;
- Страхование;
- Лицензионные платежи.
А вот расходы, которые понес участник ВЭД на таможенной территории ЕАЭС, можно исключить из таможенной стоимости.
Например, если все тот же электроинструмент вы приобрели на условиях CPT Челябинск, то для расчета таможенной стоимости расходы по транспортировке товара по территории России — от Владивостока до Челябинска — можно вычесть из цены сделки.
Законом предусмотрены такие вычеты:
- Расходы на монтаж или сборку;
- Транспортировку по таможенной территории;
- Таможенные платежи, уплаченные при импорте товара.
Так говорит законодательство. А на практике по-другому. Например, поставка на условиях DDP-Москва. В цене товара заложены таможенные платежи, которые будут уплачены при декларировании. Исключить из стоимости товара ввозные пошлины и налоги невозможно.
Почему? Потому что, чтобы вычесть расходы на таможенные платежи, нужно сначала их посчитать, а чтобы посчитать таможенные платежи, нужно сначала рассчитать таможенную стоимость. Круг замкнулся. ФТС даже проводила консультации с Минфином по этому вопросу. Заключение Минфина: оснований для вычета таможенных платежей из стоимости товаров не имеется.
Для заявления таможенной стоимости есть специальный документ – декларация таможенной стоимости (ДТС).
ИНКОТЕРМС
Меня часто спрашивают, на каких условиях Инкотермс выгоднее заключать контракты, чтобы сэкономить на пошлине? Да, может показаться, что какие-то условия более выгодны. Но это не так. На каких условиях вы бы ни заключили контракт, таможенная стоимость будет примерно одинаковой. Соответственно таможенные платежи – тоже.
Инкотермс – это свод правил и условий, на которых продавец и покупатель заключают внешнеторговый договор (контракт). Это такой перечень терминов и их трактовка. Термины существовали давно, даже в XIX веке английские моряки использовали некоторые из них, например, термин FOB.
Впервые Международная торговая палата свела их воедино в 1936 году. И это оказалось так удобно, что с тех пор все используют Инкотермс. Примерно каждые 10 лет появляется новая редакция. Сейчас актуальная редакция — Инкотермс 2020.
Так вот именно от того, на каких условиях вы заключили контракт, зависит определение таможенной стоимости.
Всего 4 группы терминов:
Группа Е (EXW)– минимальная ответственность продавца. Он только обязан подготовить товар к поставке.
Группа F (FCA, FOB, FAS)– ответственность продавца больше, он обязан погрузить товар в транспортное средство, но с этого момента он не отвечает за то, в каком состоянии товар придет к покупателю.
Группа С (CPT, CIP, CIF, CFR) — ответственность продавца еще больше, он обязан погрузить товар в транспортное средство и оплатить доставку товара в указанное место. При этом с момента погрузки он не отвечает за то, в каком состоянии товар придет к покупателю.
Группа D (DAP, DPU, DDP)– максимальная ответственность продавца, он не только обязан погрузить товар в транспортное средство, оплатить доставку товара, но и несет полную ответственность за порчу или утрату товара до места назначения.
КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
Главная задача таможни – фискальная, собрать как можно больше платежей и максимально пополнить бюджет страны. Вы можете сказать: и защита экономических интересов Родины. Ну да, это тоже. Но деньги вперед.
Как происходит таможенный контроль?
Когда ваша декларация попадает в руки таможенного инспектора, сначала он проверяет, правильно ли заявлен код товара. Если с кодом все в порядке, то начинается контроль таможенной стоимости.
И тут первое, что делает инспектор – сравнивает вашу таможенную стоимость с точно такими же, но другими товарами, которые импортировались за последние полгода. И если ваша стоимость окажется ниже, чем у других, вам начнут задавать вопросы: почему, все ли дополнительные расходы вы учли, нет ли взаимосвязи между вами и вашим продавцом, может, есть какие-то расходы, которые вы скрыли?
Никакой презумпции невиновности нет. Закон говорит обратное, но здесь он расходится с практикой. На практике обязанность доказывать стоимость лежит на импортере.
Для сравнения цен на товары используется ценовая информация, которая есть в распоряжении таможенного органа. На практике таможенные органы обычно выбирают для сравнения товары с наиболее высокой стоимостью, которые ввозились за последние полгода. Причем сравниваемые товары не всегда сопоставимы по характеристикам с вашими товарами.
Это грубое нарушение законодательства. Потому что и в международном праве, и в таможенном кодексе закреплено, что, если имеется несколько стоимостей для сравнения, таможенный орган обязан использовать наименьшую (статьи 41 и 42 ТК ЕАЭС).
Так вот НО! Проверить, какую ценовую информацию использует таможенный орган для сравнения, вы не сможете. Разве только в суде, если решитесь отстаивать свои права.
Если у таможни появляются основания сомневаться в заявленной таможенной стоимости, то вам направят запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений. Мы называем это – дополнительная проверка (доппроверка).
Такова на сегодняшний день реальная картина, с которой сталкиваются участники ВЭД.
Как отвечать на запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений, а также о том, можно ли бороться с корректировкой, читайте в одной из следующих статей. Я дам советы и рекомендации, что делать, если вы попали на доппроверку, как отстаивать свои права и законные интересы.
А если вам нужна консультация по таможенной стоимости, то отправьте мне на почту info@tk-ved.ru запрос в свободной форме, и я с вами свяжусь, чтобы решить, чем я могу помочь.
Или переходите по ссылке: https://tk-ved.ru/konsultacija-jeksperta/ и там оставляйте заявку.
Татьяна КРИВОШЕЕВА,
руководитель Группы TK-VED
Консультант по ВЭД